Меню Рубрики

Анальгин магния сульфат сахарный сироп натрия бромида

контольные технология. Методические указания и контрольные работы По курсу фармацевтической технологии Для студентов 4 курса заочного факультета

Название Методические указания и контрольные работы По курсу фармацевтической технологии Для студентов 4 курса заочного факультета
Анкор контольные технология.doc
Дата 13.11.2017
Размер 0.54 Mb.
Формат файла
Имя файла контольные технология.doc
Тип Методические указания
#10226
страница 2 из 7

Опишите и теоретически обоснуйте технологию микстуры из порошкооб­разных веществ и концентрированных растворов:

Пропись на латинском языке

Rp: Aethylmorphini hydrocloridi 0,2

Natrii bromidi Kalii bromidi ana 2,0

Tincturae Valerianae 5 ml

M.D.S. Принимать по 1 десертной ложке З раза в день.

Спец. бланк (розового цвета).

Штамп ЛПУ, Л.П., подпись врача, главного врача и печать ЛПУ.

Рецепт остается в аптеке для количественного учета этилморфина гидро­хлорида.

Белый кристаллический порошок, без запаха, горького вкуса. Растворим в воде и 95% спирте.

В хорошо укупоренной таре оранжевого стекла.

Наркотическое и противокашлевое средство.

Белый кристаллический порошок, без запаха, соленого вкуса.

Растворим в 1,5 ч. воды ив 10 ч. спирта.

Хранение. В хорошо укупоренной таре, предохраняющей от действия света.

Бесцветные или белые блестящие кристаллы или мелкокристаллический порошок без запаха, соленого вкуса.

Растворим в-1,7 ч. воды, мало растворим в спирте.

Хранение. В хорошо укупоренной таре, предохраняющей от действия света. Успокаивающее средство.

Бесцветные кристаллы или белый мелкокристаллический порошок без за­паха, сладкого вкуса.

Растворим в 1,5 ч. воды, трудно растворим в 95% спирте.

Хранение. В хорошо укупоренной таре.

Технология с теоретическим обоснованием

Жидкие лекарственные формы (ЖЛФ) — истинные растворы или гетеро­генные системы с жидкой дисперсионной средой, предназначенные для внут­реннего, наружного или инъекционного применения.

ЖЛФ — свободные всесторонне дисперсные системы с жидкой дисперси­онной средой и дисперсной фазой разной степени дисперсности.В рецепте выписана дозированная ЖЛФ для внутреннего применения-микстура, представляющая собой комбинированную дисперсную систему. Дис­персная фаза представлена ионами, молекулами лекарственных веществ и экс­трактивными веществами настойки валерианы. Микстура готовится массообъемным способом с учетом концентрации порошкообразных веществ (пр. № 308).

Норма отпуска этилморфина гидрохлорида не превышена (0,2 г по пр. № 326). Проверка доз:

V общ. = V водного раствора + V настойки

Терапевтическая разовая доза = 0,2:10,5=0,019

Терапевтическая суточная доза = 0,019 х 3=0,057

Высшая разовая доза = 0,03 г

Высшая суточная до’за = 0,1 г

ВЫВОД: терапевтические дозы не превышены.

Суммарное содержание порошкообразных веществ больше 3%

0,2+2,0+2,0+4,44=8,64%——— — 0,23 %, поэтому изменение объема после растворения порошкообразных лекарственных веществ не будет укладываться в нормы допустимых отклонений, регламентированных пр. № 305 (±3%). Микстура может быть приготовлена:

б) объем воды очищенной можно рассчитать с использованием коэффициента увеличения объема (КУО).

V воды = V водя, р-ра — сумма прирос­та объемов при растворении порошкообразных веществ.

  • воды = 100 (2 х 0,25 + 2 х 0,26+4,44×0,69)=100-4 =96 мл

Технология:

подставке в 96 мл воды очищенной растворяют 0,2 г этилморфина гидрохлорида (вещество сп..А) и остальные вещества в порядке прописы- вания (вещества общего списка), про- фильтровывают во флакон для отпуска темного стела, добавляют 5 мл настойки валерианы и перемешивают. прописывания

II вариант

С использованием концентрированных растворов (пр. № 308)

Vконц. р-ра КВг 2 х 5 =10 мл Vконц.р-ра глюкозы 4х2,5=10 мл

Vводы=V вода, р-ра -V конц. р-ров

В подставку отмеривают 70 мл очищенной воды, растворяют 0,2 г этилморфина гидрохлорида (его концентрация не превышает максимальную для данного бъема), профильтровывают во флакон для отпуска темного темного стела, затем отмеривают в порядке прописывания 10 мл концентрированного раствора натрия бромида 1:5, 10 мл концентрированного раствора глю­козы 1:2,5 и 5 мл настойки валерианы и перемешивают.

микстуры выписать паспорт.

После приготовления микстуры выписать паспорт письменного контроля (пр. №214)

Флакон для отпуска темного стекла ( пр.№ 377) укупорить пластмассовой пробкой с навинчивающимся колпачком и опечатать (вещество сп.А, пр. №523, № 583).

Этикетка «Внутреннее», дополнительные этикетки «Хранить в прохлад­ном, защищенном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать» (гетерогенная система), «Обращаться с осторожностью» (пр. № 523, № 583).

Показатели качества (пр. № 214)

Срок годности лекарственной формы -1 сутки (пр. № 214) при наличии в микстуре глюкозы.

Рецепты для выполнения задания по теме

33. Возьми: Раствора натрия-бензоата из 2,0-100 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке на ночь.

34. Возьми: Раствора цитраля спиртового 1%-1 мл

Настойки пустырника поровну по 3 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

35. Возьми: Калия бромида 2,0

Обозначь. Принимать по 1 десертной ложке 3 раза в день

36. Возьми: Кофеин-бензоата натрия 0,5

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

37. Возьми: Раствора натрия бромида 3%-100 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

Натрия бензоата поровну по 1,0

Нашатырно-анисовых капель 4 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 реза в день

Хлоралгидрата поровну по 1,0

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

40. Возьми: Кофеина-бензоата натрия 1,0

Раствора натрия бромида из 2,0-100 мл

Настойки ландыша поровну по 3 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

41. Возьми: Раствора калия бромида 2%-100 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

42. Возьми: Калия бромида 3,0

Настойки ландьшщ, поровну по 4 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

43. Возьми: Этилморфина гидрохлорида 0,2

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

44. Возьми: Раствора калия бромида 2%-200 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 2 раза в день

45. Возьми: Магния сульфата 10,0

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 2 раза в день

20

Натрия бромида поровну по 3,0

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

47. Возьми: Раствора магния сульфата 10%-100 мл

Настойки ландыша поровну по 5 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 реза в день

48. Возьми: Магния сульфата 6,0

Обозначь. По 1 десертной ложке 3 раза в день

49. Возьми: Раствора магния сульфата 10%-150 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

» Массообъемный метод приготовления жидких лекарственных форм

Выберите правильный ответ и обоснуйте решение и составьте ППК на основании НД

Возьми: Раствора натрия бромида 3%-150 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Магния сульфата 2,0 Анальгина 1,0

Натрия бромида 4,5 Настойки валерианы 5 мл Сиропа сахарного 10 мл Общий объем — 165 мл
№ 3

Проводят расчеты количеств ингредиентов по прописи. Общий объем микстуры: 150 мл + 5 + 10 = 165 мл

Содержание твердых веществ более 3% (4,5+2,6+2,0+1,0=7,5 по отношению к 165 мл)

Расчет объема воды 150 — (4,5-0,26+2,0-0,5+1,0-0,68) = 147 мл
Обоснование последовательности заполнения ППК.
В подставку сначала отмеривают воду очищенную, растворяют твердые вещества: в первую очередь анальгин (вещество списка Б), затем магния суль­фат и натрия бромид (вещества общего списка). Жидкие ингредиенты добав­ляют в следующей последовательности: сахарный сироп (водная нелетучая
жидкость), настойка валерианы — спиртосодержащий препарат (содержаниелспирта4околол70%).
51. Возьми: Магния сульфата

Настойки ландыша поровну по 5 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 реза в день.

Воды очищенной 97 мл Магнияжсульфатад6,0 Адонизида 6 мл

Настойки ландыша 5 мл Настойки валерианы 5 мл Общий объем — 116 мл

Воды очищенной 100 мл Адонизида 6 мл

Настойки ландыша 5 мл Настойки валерианы 5 мл Общий объем — 116 мл
1

52.Возьми: Кодеина фосфата 0,1

Воды очищенной 138 мл Кодеина фосфата 0,1

Настойки ландыша 6 мл Общий объем — 167 мл

Воды очищенной 140 мл Глюкозы 15,0

Кодеиналфосфата10,1 Адонизида 5 мл

Настойки ландыша 6 мл Настойки валерианы б мл Общий объем — 167 мл

Настойки ландыша поровну по 6 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
1

Возьми: Барбитала натрия 1,0

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Воды мятной 197 мл Барбитала натрия 1,0 Антипирина 2,0

Натрия бромида 6,0 Настойки валерианы 6 мл Общий объем — 206 мл

Воды мятной 200 мл Антипирина 2,0

Барбитала натрия 1,0 Натрия бромида 6,0 Настойки валерианы 6 мл Общий объем — 206 мл
1

Обозначь Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

Воды очищенной 200 мл Настойки валерианы 2 мл Общий объем — 202 мл

Воды очищенной 198 мл Кофеин-бензоата натрия 1,0 Натрия бромида 3,0

Настойки валерианы 2 мл Общий объем — 202 мл
Воды очищенной 200 мл

55. Возьми: Натрия бромида 2,0

Настойки пустырника поровну по 5 мл

Раствора цитраля спиртового 1 %-3 мл

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Раствора цитраля спиртового 1%-3 мл

Раствора цитраля спиртового 1%-3 мл Настойки валерианы 5 мл

Раствора цитраля спиртового 1 %-3 мл

Раствора цитраля спиртового 1%-3 мл

56.Возьми: Барбитала натрия 4,0

Кофеина-натрия бензоата 0,3

Настойка пустырника 2,0 мл

Обозначь Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день

Воды очищенной 195 мл Воды очищенной 175 мл

Кофеина-натрия бензоата 0,3 Настойки пустырника 20 мл

Барбитала натрия 4,0 Кофеина-натрия1бензоата 0,3

Натрия бромида 8,0 Барбитала натрия 4,0

Настойки пустырника 20 мл Натрия бромида 8,0

Общий объем — 220 мл Общий объем — 200 мл

Воды очищенной 180 мл Воды очищенной 175 мл

Кофеина-натрия бензоата 0,3 Кофеина-натрия бензоата 0,3

Барбитала натрия 4,0 Барбитала натрия 4,0

Натрия бромида 8,0 Натрия бромида 8,0

Настойки пустырника 20 мл Настойки пустырника 20 мл

Общий объем — 200 мл Общий объем — 200 мл
57. Возьми: Раствора натрия бромида 3 %-150 мл

Натрия бромида 4,5 Сиропа сахарного 5 мл

Общий объем — 159 мл
Обозначь. Принимать по 1 десертной ложке 3 раза в день.

Сиропа сахарного 5 мл Общий объем — 159 мл
3

58.Возьми: Натрия салицилата 3,0

Обозначь. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Воды очищенной 70 мл Воды очищенной 70 мл

Натрия салицилата 3,0 Воды мятной 30 мл

Натрия гидрокарбоната 6,0 Натрия гидрокарбоната 6,0

Натрия салицилата 3.0 Общий объем — 100 мл

Воды очищенной 66 мл Воды мятной 30 мл Натрия гидрокарбоната 6,0

Натрия салицилата 3,0 Общий объем — 100 мл
Воды мятной 30 мл

59. Возьми. Раствора калия бромида 2 V200 мл

Обозначь Принимать по 1 столовой ложке 2 раза в день.

Воды очищенной 200 мл Воды очищенной 199 мл

Калия бромида 4,0 Калия бромида 4,0

Адонизида 5 мл Настойки ландыша 6 мл

Настойки ландыша 6 мл Адонизида 5 мл

Общий объем — 211 мл Общий объем — 211 мл

Воды очищенной до 200 мл Калия бромида 4,0

настойки ландыша 6 мл Воды очищенной 200 мл

Адонизида 5 мл Настойки ландыша 6 мл

Калия бромида 4,0 Адонизида 5 мл

Общий объем — 200 мл Общий объем — 211 мл
60 Возьми: Раствора гексаметилентетрамина из 2,0-90 мл

Грудного эликсира поровну по 1,0

Обозначь. Принимать по 1 десертной ложке 2 раза в день.

Воды очищенной 90 мл Воды очищенной 88 мл

Сиропа сахарного 10 мл Гексаметилекгетрамина 2,0

Грудного эликсира 1,0 Натрия бензоата 1,0

Гексаметилентетрамина 2,0 Сиропа сахарного 10 мл

Натрия бензоата 1,0 Грудного эликсира 1,0

Общий объем — 104 мл Общий объем — 100 мл

Воды очищенной 90 мл Воды очищенной 88 мл

Натрия бензоата 1,0 Гексаметилентетрамина 2,0

Гексаметилентетрамина 2,0 Натрия бензоата 1,0

Сиропа сахарного 10 мл Грудного эликсира 1 мл

Грудного эликсира 1 мл Сиропа сахарного 10 мл

Общий объем — 101 мл Общий объем — 101 мл

61. Возьми: Раствора магния сульфата 10 % -150 мл

Обозначь. Принимать по 1 ст. ложке 2 раза в день.

Воды очищенной 143 мл Магния сульфата 15,0 Настойки валерианы 4 мл Настойки мяты 5 мл Общий объем — 159 мл

Воды очищенной 143 мл Настойки валерианы 4 мл Настойки мяты 5 мл Общий объем — 159 мл
1

источник

Рабочее место оборудуется и подготавливается в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ № 309 от 21 10.97. Изготовление лекарственной формы ведут в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ № 308 от 21.10 97. и №214 от 16.07 97.

Поскольку количество сухих веществ не превышает 3% от объема раствора, лекарственную форму готовят без учета КУО.

В подставку отмериваем 255 мл очищенной воды. На весах ВР-1 отвешиваем 1,0 анальгина, добавляем в подставку, перемешиваем, на весах ВР-5 отвешиваем 2,0 магния сульфата, добавляем в подставку и тщательно перемешиваем, фильтруем в отпускной флакон через бумажный фильтр, добавляем 45 мл раствора натрия бромида (1:5), отмеренного из бюретки, 10 мл сиропа сахарного и 5 мл настойки валерианы, взбалтываем, укупориваем флакон и оформляют к отпуску.

Лицевая сторона

Sol. Natrii bromidi 20% — 45 ml

Тincturae Valerianae 5 ml

Упаковка и оформление

Флакон темного стекла укупоривают плотно пластмассовой пробкой с навинчивающейся крышкой. Наклеивают номер рецепта и этикетки «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Беречь от детей».

Оценка качества

· Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля, сигнатура и номер лекарственной формы соответствуют. Ингредиенты совместимы, дозы не завышены, расчеты проведены верно.

· Правильность упаковки и оформления. Микстура упакована в отпускной флакон с учетом физико-химических свойств ингредиентов и объема лекарственной формы, при переворачивании не проливается. Оформление соответствует приказу МЗ РФ № 120 от 05.09.97.

Читайте также:  Лидокаин с анальгином внутримышечно

· Отклонение в объеме. Объем микстуры 315±3 мл, что соответствует нормам допустимых отклонений (±1%) по приказу МЗ РФ № 305 от 16.10.97.

39. Возьми: Раствора магния сульфата 33% 200 мл

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 столовой ложке утром натощак.

1. Rp: Sol. Маgnesii sulfatis 33% 200 ml

M.D.S.: По 1 столовой ложке утром натощак.

Свойства ингредиентов

Магния сульфат (Маgnesii sulfas) — бесцветные призматические кристаллы, выветривающиеся на воздухе, горько-соленого вкуса, легко растворимы в воде (1:1 в холодной и 3,3:1 в кипящей); практически нерастворимы в спирте.

Вода очищенная (Aquae purificatae) – бесцветная прозрачная жидкость.

Ингредиенты совместимы

Характеристика лекарственной формы.

Жидкая лекарственная форма, представляющая собой истинный раствор.

Проверка доз и норм одноразового отпуска.

Наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества в рецепте отсутствуют, поэтому проверки доз и норм одноразового отпуска не требуется.

Рецепт выписан правильно, оформлен штампом, печатью ЛПУ «Для рецептов», личной печатью и подписью врача.

Паспорт письменного контроля.

Оборотная сторона

Магния сульфата 33х200/100=66,0, КУО=0,5

N- норма допустимого отклонения для данного общего объема препарата, %.

КУО- коэффициент увеличения объема при растворении 1г. вещества при 20 С, мл/г.

Поскольку максимальная концентрация ниже фактической, КУО при изготовлении лекарственной формы учитывается.

Очищенной воды 200-66х0,5=167 мл

Технология лекарственной формы с теоретическим обоснованием.

Рабочее место оборудуется и подготавливается в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ № 309 от 21 10.97. Изготовление лекарственной формы ведут в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ № 308 от 21.10 97. и №214 от 16.07 97.

Магния сульфат хорошо растворим в воде, однако его концентрация в лекарственной форме превышает максимальную концентрацию, поэтому при расчете объема воды очищенной учитывают коэффициент увеличения объема.

В подставку отмериваем 167 мл очищенной воды. На весах Мора отвешиваем 66,0 магния сульфата, добавляем в подставку и тщательно перемешиваем, фильтруем в отпускной флакон через бумажный фильтр, укупориваем флакон и оформляют к отпуску.

источник

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт по флакон для отпуска отмерил 32 мл 25% раствора магния сульфата, 10 мл 5% раствора новокаина и 158 мл воды очищенной. После перемешивания в смеси растворил 10,0 калия хлорида. Оформил: «Внутреннее». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

2. Возьми: Раствора гексаметилентетрамина 1%-100мл

Кофеина-бензоата натрия 1,0

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 3 раза в день

Фармацевт в 75мл горячей очищенной воды растворил 20,0 глюкозы, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил 5 мл 20% раствора гексаметилентетрамина, 20мл 10% раствора натрия салицилата и 10 мл 10% раствора кофеина-бензоата натрия. Оформил: «Микстура». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

3. Возьми: Натрия бромида 4,0

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт по флакон для отпуска отмерил 20 мл 20% раствора натрия бромида, 100 мл 20% раствора кальция хлорида и 80 мл воды очищенной. Оформил: «Внутреннее». Оцените действия фармацевта, составьте ППК .

4. Возьми: Раствора кальция хлорида5%-200мл

Кофеина-бензоата натрия 1,5

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт в 170мл очищенной воды растворил 10,0 кальция хлорида, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил 15 мл 20% раствора натрия бромида, 15мл 10% раствора кофеина-бензоата натрия, добавил 10мл сахарного сиропа. Оформил: «Микстура». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

5. Возьми: Раствора глюкозы 20%-200мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил в подставку 170 мл воды очищенной, растворил 0,2 кодеина фосфата, 40,0 глюкозы, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил 30 мл раствора натрия бромида (1:5). Оформил: «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте», выписал сигнатуру. Оцените действия фармацевта

СД.О. По 1 столовой ложке 3 раза в день. Больному 4 года

Фармацевт отмерил в подставку 100 мл воды очищенной, растворил 2,0 анальгина, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил 20 мл концентрированного раствора натрия бромида 1:5. Оформил: «Внутреннее», «Детское». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

7. Возьми: Кофеина бензоата натрия 1,0

Раствора глюкозы из 5,0 – 200 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Фармацевт отмерил во флакон для отпуска 159 мл воды очищенной, добавил 20мл раствора кофеина-бензоата натрия 1:20, 10 мл раствора калия бромида 1:5, 11 мл раствора глюкозы 1:2, проверил на чистоту, оформил: «Микстура», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

8. Возьми: Кислоты салициловой 1,0

Фармацевт отмерил во флакон для отпуска спирт этиловый 96% 50 мл, растворил 0,5 резорцина, 1,0 кислоты салициловой. Оформил к отпуску: «Наружное», «Хранить в прохладном месте». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

9. Возьми: Кислоты хлористоводородной 2,0

С.Д.О. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил во флакон для отпуска 130 мл воды очищенной, растворил в ней пепсин, добавил 20 мл раствора хлористоводородной кислоты разведенной 1:10, взболтал. Оформил: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

10. Возьми: Раствора Люголя 10 мл

Фармацевт отмерил во флакон для отпуска 6 капель воды очищенной, добавил 0,2 калия иодида, 0,1 йода, подавил 10мл воды очищенной, взболтал. Оформил: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте». После проверки на дне флакона оказались кристаллы нерастворенного вещества, в чем причина, оцените действия фармацевта, составьте ППК

С.Д.О. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил в выпарительную чашку 10 мл воды очищенной, добавил желатин, оставил до набухания, затем добавил оставшуюся воду и поставил чашку на водяную баню до полного растворения желатина. После растворения раствор отфильтровал через вату во флакон для отпуска. Оформил: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

12. Возьми: Раствора глюкозы из 10,0 – 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил в подставку 130 мл воды очищенной, растворил 2,0 магния сульфат, отфильтровал через вату и фильтр во флакон для отпуска, добавил 40 мл раствора глюкозы 1 : 2 и 30 мл раствора натрия бромида 1 : 5, перемешал. Оформил «Внутреннее». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

13. Возьми: Раствора эфедрина гидрохлорида 2%-10 мл

Дай. Обозначь. По 2 капли в нос.

Фармацевт поместил в подставку 10мл воды очищенной, провизор-технолог отвесил 0,2 эфедрина гидрохлорида, после растворения вещества раствор отфильтровал во флакон для отпуска через тампон ваты, проверил на чистоту, оформил: «Наружное», выписал сигнатуру. Оцените действия фармацевта, составьте ППК

14. Возьми: Этилморфина гидрохлорида 0,25

Настойки ландыша по 10 мл.

Смешай. Дай. Обозначь. По 20 капель 2 раза в день.

Фармацевт поместил во флакон для отпуска 4 мл настойки красавки, 5 мл настойки мяты, по 10 мл настойки ландыша и валерианы, перемешал, провизор-технолог отвесил 0,25 этилморфина гидрохлорида, после растворения вещества, лекарственную форму оформил к отпуску: «Внутреннее. Капли», «Хранить в прохладном месте», «Обращаться с осторожностью». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

15. Возьми: Натрия тетрабората 2,0

Смешай. Дай. Обозначь. Для обработки полости рта.

Фармацевт отвесил во флакон для отпуска 20,0 глицерина, 2,0 натрия тетрабората, подогрел на водяной бане до полного растворения вещества, оформил: «Наружное». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

16. Возьми: Раствора кальция хлорида 10%-200мл

Кофеина-бензоата натрия 2,0

С.Д.О. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил во флакон для отпуска 160 мл воды очищенной, 40 мл 50% раствора кальция хлорида, растворил 3,0 натрия бромида и 2,0 кофеина-бензоата натрия, отфильтровал во флакон для отпуска. Оформил: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

17. Возьми: Натрия салицилата 2,0

С.Д.О. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил во флакон для отпуска 20 мл 10% раствора натрия салицилата, 40 мл 10% раствора калия бромида, 120 мл воды мятной, взболтал, оформил к отпуску: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте», Оцените действия фармацевта, составьте ППК

Настойки ландыша поровну по 10мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 20 капель 3 раза в день

Фармацевт отмерил в подсобный цилиндр настойки в том порядке как они выписаны в рецепте, растворил в этой смеси 0,2 ментола, процедил во флакон для отпуска. Оформил: «Внутреннее. Капли» Оцените действия фармацевта. Составьте ППК

19. Возьми: Раствора колларгола 2%-100мл

Смешай. Дай. Обозначь. Для спринцевания

Фармацевт отмерил во флакон для отпуска 100 мл воды очищенной, поместил туда 2,0 колларгола, взболтал, оформил к отпуску: «Наружное». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

20. Возьми: Морфина гидрохлорида 0,2

Смешай. Дай. Обозначь. По 10 капель 3 раза в день

Фармацевт отмерил 10 мл воды очищенной, разделил её на две части. В одной части растворил 0,2 морфина гидрохлорида, отфильтровал во флакон для отпуска через ватный тампон, промытый посторонней водой, туда же отфильтровал остаток воды. Оформил: «Внутреннее». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

21. В аптеке приготовлен 20% раствор калия бромида 2 литра. При анализе раствора найдено, что раствор имеет концентрацию 19,5%. Возможно ли использование такого раствора? Как исправить концентрацию.

22. В аптеке приготовлен 10% раствор кофеина-бензоата натрия 500мл. При анализе раствора найдено, что раствор имеет концентрацию 10,6%. Возможно ли использование такого раствора? Как исправить концентрацию.

С.Д.О. По 1 чайной ложке 3 раза в день

Фармацевт растворил во флаконе для отпуска 1,5 ментола в 3 мл настойки красавки, отмерил ,117 мл воды очищенной. Оформил: «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

2. Возьми: Сульфадимезина 2,0

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил в подставку 140 мл воды очищенной, растворил сульфадимезин и натрия бензоат, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил 10 мл сахарного сиропа. Оформил «Внутреннее». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

Раствора кислоты борной 2% — 50 мл

Смешай. Дай. Наносить на кожу.

Фармацевт растер в ступке серу с желатозой и по частям добавил 15,0 глицерина. Во флаконе для отпуска растворил в воде очищенной кислоту салициловую и порциями поместил в ступку, полученную суспензию перелил во флакон для отпуска, добавил 25 мл раствора кислоты борной 1:25 и 10 мл 90% спирта этилового. Оформил «Наружное». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

4. Возьми: Кодеина фосфата 0,25

Натрия бензоата поровну по 2,0

Нашатырно-анисовых капель 2 мл

С.Д.О. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Фармацевт в подставке растворил в 40 мл воды очищенной 0,25 кодеина фосфата и отфильтровал во флакон для отпуска, добавил 40 мл 5% раствора натрия гидрокарбоната и 20мл 10% раствора натрия бензоата, затем смешал в мерном пальчике сироп сахарный и нашатырно-анисовые, перелил во флакон для отпуска. Оформил: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Перед употреблением взбалтывать». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

5. Возьми: Кодеина фосфата 0,12

Настойки валерианы по 5 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил в подставку 100 мл воды очищенной, растворил 0,12 кодеина фосфата, добавил 80 мл концентрата натрия гидрокарбоната 1:20, отфильтровал во флакон для отпуска, порциями добавил 5 мл настойки валерианы и 5 мл настойки красавки. Оформил: «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте», выписал сигнатуру. Оцените действия фармацевта, составьте ППК

6. Возьми: Магния сульфата 2,0

С.Д.О. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт в подставке в 90 мл воды растворил магния сульфат и натрия гидрокарбонат, отфильтровал во флакон для отпуска, порциями при взбалтывании добавил грудной эликсир. Оформил: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Перед употреблением взбалтывать». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

7. Возьми: Натрия бензоата 2,0

Нашатырно-анисовых капель поровну по 4,0

С.Д.О. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Фармацевт в подставку отмерил 120 мл воды очищенной, растворил натрия бензоат 2,0, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил раствор натрия гидрокарбоната 1:20 80 мл. Мерным пальчиком отмерил 4 мл нашатырно-анисовых капель, по частям, при перемешивании добавил во флакон для отпуска. Оформил: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Перед употреблением взбалтывать». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

Спирта этилового 70% — 10 мл

Раствора кислоты борной 2%-50 мл

С.Д.О. Втирать в кожу головы

Фармацевт растер в ступке 2,0 серы добавил 15,0 глицерина. Во флакон для отпуска отмерил 25 мл раствора кислоты борной 1:25 и 25 мл воды очищенной, полученным раствором смыл пульпу серы. Оформил: «Наружное», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать» Оцените действия фармацевта. Составьте ППК

Фармацевт смешал в ступке порошки, в том порядке как они указаны в рецепте в сухом виде, затем с глицерином и со спиртом этиловым 96%, перелил во флакон для отпуска, в который заранее отмерил воду очищенную. Оформил: «Наружное», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте» Оцените действия фармацевта. Составьте ППК

Читайте также:  Лидокаин и анальгин одно и тоже

10. Возьми: Кислоты салициловой 2,0

Фармацевт смешал в ступке цинка оксид, кислоту салициловую, крахмал, добавил, из флакона для отпуска глицерин, воду очищенную. Перелил во флакон для отпуска, добавил 70% спирт 40 мл. Оформил. «Наружное», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте» Оцените действия фармацевта. Составьте ППК

11. Возьми: Гексаметилентетрамина

Раствора формальдегида 20% — 100 мл

Фармацевт поместил в подставку 46 мл воды очищенной, растворил гексаметилентетрамин и цинка оксид, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил 54мл раствора формальдегида 37%. Оформил: «Наружное», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

12. Возьми: Раствора кофеина-бензоата натрия 1%-120 мл

С.Д.О. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил в подставку 24 мл концентрата кофеина-бензоата натрия 1:20, 96 мл воды очищенной, отвесил и растворил 2,0 барбитала натрия, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил порциями при взбалтывании настойку валерианы. Оформил: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте», Оцените действия фармацевта, составьте ППК

13. Возьми: Магния сульфата 8,0

С.Д.О. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил в подставку 110 мл воды очищенной, растворил в ней магния сульфат, новокаин, отфильтровал по флакон для отпуска, добавил 10 мл 20% раствора натрия бромида, 5 мл настойки ландыша. Оформил: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте», «Перед употреблением взбалтывать». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

14. Возьми: Раствора кофеина – бензоата натрия 1% — 120 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Фармацевт растворил в подставке в 120 мл воды очищенной 1,2 кофеина-бензоата натрия, и 0,2 сухого экстракта красавки, отфильтровал во флакон для отпуска. В ступке растер фенилсалицилат с сахарным сиропом, по частям добавил водный раствор, полученную суспензию перелил во флакон для отпуска. Оформил: «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

Смешай. Дай. Обозначь. Протирать больное место.

Фармацевт поместил в ступку крахмал, цинка оксид, тальк, перемешал в сухом виде, затем добавил примерно 30 мл воды очищенной, перемешал до получения первичной пульпы. Добавил еще небольшое количество воды, оставшейся водой смыл суспензию во флакон для отпуска. Оформил: «Наружное». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

16. Возьми: Кислоты салициловой 1,5

Смешай. Дай. Обозначь. Протирать кожу.

Фармацевт поместил в ступку кислоту салициловую, серу, перемешал, по частям добавил спирт этиловый, перелил во флакон для отпуска. Оформил: «Наружное». Оцените действия фармацевта, составьте ППК.

17. Возьми: Цинка оксида 3,0

Смешай. Дай. Обозначь. Для повязок

Фармацевт поместил в ступку цинка оксид 3,0, 2,0 талька. Во флакон для отпуска отвесил глицерин и добавил в ступку, перемешал до получения первичной пульпы, добавил небольшое количество воды очищенной, затем всю оставшуюся воду, смывая суспензию во флакон для отпуска, где находился спирт этиловый 90%, перемешал. Оформил: «Наружное», «Перед употреблением взбалтывать». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

18. Возьми: Висмута нитрата основного 6,0

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день.

Фармацевт приготовил лекарственную форму, оформил ППК Оцените действия фармацевта, составьте ППК

Взято: Воды очищенной 200 мл

Висмута нитрата основного 6,0

Раствора натрия бромида 2%-200 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт поместил в ступку камфору, добавил 10 капель спирта 96% измельчил, добавил 1,0 желатозы растер. В подставку поместил 200 мл воды очищенной, растворил натрия бромид, часть полученного раствора добавил в ступку, полученную суспензию перелил во флакон для отпуска, перелил оставшийся раствор натрия бромида, добавил сироп сахарный и 10 мл настойки валерианы. Оформил: «Микстура», «Перед употреблением взбалтывать». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

Натрия гидрокарбоната по 2,0

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт отмерил в подставку 200 мл воды очищенной, растворил в ней 2,0 терпингидрата и 2,0 натрия гидрокарбоната, отфильтровал во флакон для отпуска. Оформил: «Внутреннее». Оцените действия фармацевта. Составьте ППК

21. Возьми: Раствора натрия гидрокарбоната 2%-50 мл

Раствора кальция хлорида 20%-100 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Фармацевт во флакон для отпуска отмерил концентрат кальция хлорида 1:2 40 мл, концентрат натрия гидрокарбоната 1: 20 20 мл, добавил 90 мл воды очищенной, перемешал, отмерил мерным пальчиком 3 мл грудного эликсира , перелил во флакон для отпуска, затем 3 мл сахарного сиропа. Взболтал. Оформил: «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте». Оцените действия фармацевта, составьте ППК

« Водные вытяжки».

При расчете количества воды для настаивания водных вытяжек следует использовать индивидуальные значения КВП, согласно справочным таблицам

1. Возьми: Настоя травы пустырника 200 мл

Фармацевт измельчил 20,0 сырья до 5 мм, поместил в инфундирку, залил 240 мл воды очищенной, настоял на водяной бане 15 минут, охладил 45 минут, отфильтровал через тенакулу и вату в подставку, растворил вещества в том порядке как они выписаны в рецепте, в мерном цилиндре довел до объема, отфильтровал во флакон для отпуска. Оформил «Внутреннее». Оцените действия фармацевта, напишите ППК.

2. Возьми: Настоя термопсиса 180 мл

Нашатырно-анисовых капель 5 мл

С.Д.О. по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Фармацевт измельчил траву термопсиса (6,0) до 5 мм, залил 204 мл воды очищенной, настоял на водяной бане 15 минут, охладил 45 минут, отфильтровал в мерный цилиндр, проверил объем, в подставке растворил вещество, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил сироп сахарный и нашатырно-анисовые капли. Оцените действия фармацевта. Напишите ППК.

3. Возьми: Настоя корня алтея 2,0 – 100 мл

С.Д.О. по 1 ст. л. 3 раза в день. Ребенку 10 лет.

Фармацевт измельчил 2,0 корней алтея до 3 мм, залил 104 мл воды очищенной, настоял при комнатной температуре 30 минут, отфильтровал вытяжку, довел до объема, растворил 2,0 натрия гидрокарбоната, 2.0 натрия бензоата, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил сироп сахарный и в последнюю очередь грудной эликсир. Оформил «Внутреннее» «Хранить в прохладном месте». Оценить действия фармацевта, заполните ППК.

4. Возьми: Настоя травы горицвета 180 мл

Настойки ландыша поровну по 5 мл

С.Д.О. по 1 ст. л. 3 раза в день.

Фармацевт измельчил 6,0 сырья до 3 мм, залил 202 мл воды очищенной, приготовил вытяжку в режиме «Cito», отфильтровал, растворил вещество, проверил объем, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил настойки в том порядке как они выписаны в рецепте. Оцените действия фармацевта, напишите ППК.

5. Возьми: Настоя корневищ с корнями валерианы из 5,0 – 200 мл

С.Д.О. по 1 ст. л. 3 раза в день.

Фармацевт измельчил 5,0 сырья до 5 мм, залил 190 мл воды очищенной, настоял 30 минут, охладил 10 минут, вытяжку отфильтровал, растворил 0,2 этилморфина г/х, отфильтровал во флакон для отпуска, добавил 10 мл раствора натрия бромида, добавил 2 мл адонизида. Оформил «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном месте», «Обращаться с осторожностью», форма опечатывается, выписывается сигнатура. Оцените действия фармацевта, заполните ППК.

6. Возьми: Кодеина фосфата 0,2

Настоя травы горицвета 6,0-180 мл

С.Д.О. по 1 ст. л. 3 раза в день

Фармацевт в подставку отмерил 172 мл воды очищенной, отвесил и растворил кодеина фосфат, натрия бромид, отфильтровал, во флакон для отпуска добавил настойку пустырника 5 мл, экстракт-концентрат горицвета весеннего 1:2 — 6 мл. Оформил «Внутреннее». Оцените действия фармацевта, заполните ППК.

7. Возьми: Отвара листьев сенны 10,0-150мл

С.Д.О. по 1 ст. л. утром и на ночь

Фармацевт измельчил сырье до 5 мм, залил 170 мл воды очищенной, настоял 30 минут, охладил 10 минут, отфильтровал, проверил объём, перелил во флакон для отпуска, добавил 5 мл сиропа сахарного. Оформил: «Микстура» Оцените действия фармацевта, заполните ППК.

8. Возьми: Настоя корня алтея из 2,0-120мл

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9068 — | 7212 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Твердая фаза составляет 1,2%. Терпингидрат, относится к группе гидрофобных лекарственных веществ с нерезко выраженными гидрофоб­ными свойствами. Поэтому для стабилизации суспензии требуется половинное количество стабилизатора — желатозы по отношению к массе терпингидрата. Для получения первичной пульпы терпингидрат и желатозу растирают в ступке с «солевым» раствором, объем которого составляет 1/2 массы смеси. Нашатырно-анисовые капли как лекарственное средство, содержащее эфирное масло, добавляют в последнюю очередь, предварительно разбавив их в отдельном стаканчике равным количеством «солевого» раствора.

В подставку отмеривают 90 мл очищенной воды, затем отмеривают на бюреточной установке 20 мл концентрированного раствора натрия гидро-карбоната 1:20 и 10 мл концентрированного раствора натрия бензоата 1:10.

15 ступку отвешивают 1,5 г терпингидрата и 0,75 г желатозы, приливают примерно 1 мл солевого раствора из подставки и диспергируют до обжалования однородной пульпы. Тонкую пульпу в 2—3 приема смывают и отпускной флакон. В отдельный стаканчик отмеривают 3 мл нашатырно — анисовых капель, смешивают с примерно равным количеством «соле­ного» раствора, затем частями при перемешивании добавляют в склянку для отпуска. Стаканчик ополаскивают готовой суспензией. Отпускной флакон взбалтывают и оформляют к отпуску.

1.7. Упаковка и оформление.

Флакон бесцветного стекла укупоривают плотно пластмассовой проб­кой с навинчивающейся крышкой. Наклеивает номер рецепта и этикетки «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Перед употреблением взбалтывать», «Беречь от детей».

1.8. Оценка качества.

— Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного Контроля и номер лекарственной формы соответствуют. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно.

— Правильность упаковки и оформления.

Объем флакона соответствует объему лекарственной формы. Миксту­ра укупорена плотно. Оформление соответствует приказу МЗ РФ №120 от 05.09.97.

— Ресуспендируемость. Суспензия восстанавливает равномерное рас­пределение частиц по всему объему при взбалтывании в течение 15 с.

— Объем микстуры 123+3,69 мл, что соответствует нормам допусти­мых отклонений (+.3%).

— Однородность частиц дисперсной фазы. Отсутствуют неоднородные

крупные частицы дисперсной фазы.

Воды дистиллированной 50 мл

Протирать пораженные места.

Раствора натрия гидрокарбоната 2% — 150мл

По 1 столовой ложке при изжоге.

Висмута нитрата основного 1,0

Воды дистиллированной 100мл

По 1 десертной ложке 4 раза в день.

5. Возьми: Висмута нитрата основного 2,0

Воды дистиллированной 120мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

6. Возьми: Фенилсалицилата 3,0

Воды дистиллированной 200мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

7. Возьми: Сульфадимезина 2,0

Воды дистиллированной 180 мл день.

По 1 столовой ложке 3 раза в

Воды дистиллированной 150 мл день.

По 1 столовой ложке 3 раза в

Воды дистиллированной 200 мл

10. Возьми: Серы осажденной 6,0

Воды дистиллированной 200 мл

Протирать пораженные места

11 . Возьми: Раствора аммиака 20 мл

Воды дистиллированной 70 мл

12. Возьми: Раствора натрия гидрокарбоната 2% 200 мл

Нашатырно-анисовых капель 10 мл

По 1 десертной ложке 4 раза в день.

13. Возьми: Натрия гидрокарбоната карбоната

Настойки пустырника по 3 мл мл

Воды дистиллированной 200 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

14. Возьми: Кодеина фосфата 0,06

Раствора глюкозы 10% 100 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

15. Возьми: Серы осажденной 1,5

Раствора кислоты борной 2% 50

5. Лабораторная работа студентов.

Задания для выяснения исходного уровня знаний

1. При приготовлении суспензии состава: серы 2,0 г, воды дистилированной 100 мл студент в качестве стабилизатора использовал 2,0 желатозы. Правильно ли он поступил?

2. Приготовив суспензию, студент профильтровал лекарственную форму через фильтр. Дайте критическую оценку его действиям.

3. При изготовлении суспензии с серой студент измельчал ее с калий­ным мылом в ступке. Правильно ли он поступил?

4. На основании правила Дерягина студент измельчал теальбин с равным количеством жидкости. Дайте оценку его действиям.

5. При приготовлении суспензии конденсационным методом студент отмерил 10 мл настойки валерианы и прибавил к ней 120 мл раствора натрия бромида 1 %. Правильно ли он поступил?

6. При приготовлении суспензии, в состав которой входят тсрпингиды и раствор натрия бромида, студент измельчил в ступке тсрпингидрат с раствором натрия бромида, которого в соответствии с правилом Дерягина взял половинное количество по отношению к твердой фазе. Получен­ную пульпу смыл во флакон для отпуска. Дайте критическую оценку действиям студента.

7. При приготовлении суспензии с фенилсалицилатом студент отвесил его в ступку и измельчил с равным количеством желатозы и воды. Правильно ли он поступил?

8. При изготовлении суспензии с камфорой студент в качестве стаби­лизатора использовал желатозу, добавив ее в количестве 1/2 от массы Камфоры. Верно ли он поступил?

9. Студент готовит суспензию состава: терпингидрата 5,0 г, натрия гидрокарбоната 3,0 г, воды дистиллированной 100 мл массо-объемным методом. Дайте критическую оценку его действиям.

10. При приготовлении суспензии с 2,0 г кальция карбоната студент использовал для стабилизации 1,0 г желатозы. Правильно ли он поступил?

Читайте также:  Лидокаин анальгин и дексаметазон кто колол

11. Студент готовит суспензию с серой состава: серы 3,0 г, воды дистилированной 120 мл, глицерина 10,0 г. В качестве стабилизатора серы использует глицерин. Дайте критическую оценку его действиям.

12. При приготовлении суспензии с ментолом студент в ступке измельчил ментол с равным количеством желатозы и «солевого» раствора и полученную пульпу смыл «солевым» раствором в отпускной флакон. Оце­ни действия студента.

13. Студент приготовил суспензию состава: сульфадимезина 3,0 г, воды дистиллированной 150 мл, после помещения во флакон для отпуска сульфадимезин всплыл в виде хлопьев на поверхности, а часть его в виде нерастворимых комков осела на дно флакона. В чем ошибка приготовле­ния?

14. Студент провел оценку качества суспензий по двум показателям:

I) отклонение в объеме; 2) однородность частиц твердой фазы. Пра­вильно ли он поступил?

15. При приготовлении суспензии с серой студент измельчил ее с половинным количеством солевого раствора (правило Дерягина) и добавил равное количество желатозы (вещество с резко выраженными гидрофобными свойствами). Правильно ли он поступил?

5.2. Самостоятельная работа студенток на занятии.

Задание 1. Приготовить по прописям, приведенным ниже, лекарствен­ные формы. 1. Возьми: Раствора натрия гидрокарбоната 2% — 100 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

2.Возьми: Раствора натрия бензо­ата 1 % — 180 мл

Висмута нитрата основного 2,0

По I столовой ложке 3 раза в день.

Воды дистиллированной 200 мл

4. Возьми: Натрия хлорида 3,0

Воды дистиллированной 120 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Воды дистиллированной 100 мл

По 1 десертной ложке 3 раза в день.

Воды дистиллированной 150 мл

Воды дистиллированной 120 мл

По 2 столовые ложки 2—3 раза в день.

8. Возьми: Серы осажденной 1,5

Воды дистиллированной 50 мл

Натрия гидрокарбоната поровну по 2,0

Нашатырно-анисовых капель 4 мл

Воды дистиллированной 200 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

10. Возьми: Раствора калия бромида 2% 200 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Настойки пустырника по 10 мл

Воды дистиллированной 200 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

12. Возьми: Висмута нитрата основ­ного 2,0

Воды дистиллированной 180 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

13. Возьми: Фенилсалицилата 2,0

Воды дистиллированной 90 мл

По I столовой ложке 3 раза в день.

14. Возьми: Настойки пустырник

Настойки валерианы поровну по 5 мл

Воды дистиллированной 90 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Воды дистиллированной 180 мл

Для спринцевания мочеиспускательного канала.

Задание 2.Оценить качество приготовленных лекарственных форм и написать паспорт письменного контроля.

Задание 3. Упаковать, укупорить, оформить лекарственные формы к отпуску и сдать преподавателю.

Задание 4. Решить ситуационные задачи.

При решении ситуационных задач студент должен выявить отклонения от требований нормативных документов, показать пути устранения и меченных нарушений и дать оптимальный вариант приготовления.

I. Возьми: Фенилсалицилата 1,0

Воды дистиллированной 120 мл

По 1 столовой ложке 2 раза в день.

Студент отвесил фенилсалицилата 1,0 г, поместил в ступку, добавил 0,5 сахарного сиропа, затем разбавил 120 мл воды и, в последнюю очередь, добавил остальное количество сахарного сиропа. Флакон оформил этикетками: «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном защищенном от света месте».

Решение. Лекарственная форма приготовлена неудовлетворительно, студент не учел, что фенилсалицилат — труднопорошкуемое гидрофобное вещество с нерезко выраженными гидрофобными свойствами. Поэтому измельчение фенилсалицилата необходимо проводить с 10 каплями спирта, после чего добавляют 0,5 г желатозы и около 0,75 мл воды дистиллированной. После получения тонкой пульпы ее смывают во флакон для отпуска, добавляя остальную воду частями. Сахарный сироп отмеривают пипеткой во флакон для отпуска в последнюю очередь. Флакон для отпуска оранжевого стекла, поскольку фенилсалицилат и сироп сахарный светочувствительны.

2. Возьми: Натрия бромида 2,0

Воды дистиллированной 150 мл

Настойки пустырника 20 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент в отпускную склянку отмерил 10 мл концентрированного раствора натрия бромида (1:5), добавил дистиллированную воду 150 мл, в полученном растворе растворил 3,0 г магния сульфата и в последнюю очередь прибавил 20 мл настойки пустырника.

Воды дистиллированной 150 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил 3,0 г ментола, измельчил с 1.5 мл дистиллированной воды, смыл в склянку для отпуска, в последнюю очередь добавил 5 мл

Жидкого экстракта чабреца 10мл

Воды дистиллированной 200 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил 2,0 г терпингидрата, измельчил с 2,0 г желатозы, добавил 2 мл дистиллированной воды, затем смыл в склянку для отпуска, прилил 20 мл раствора бензоата натрия 10% и жидкого экстракта чабреца 10 мл.

5. Возьми: Фенилсалнцилата 1,0

Воды дистиллированной 90 мл

По 1 столовой ложке 2 раза в день.

Студент отвесил в ступку 1,0 г фенилсалицилата, измельчил, затем смыл в склянку для отпуска, добавив 90 мл воды, в последнюю очередь отмерил пипеткой 5 мл настойки лапчатки.

6. Возьми: Серы осажденной 2,5

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь. Смазывать пораженные места.

Студент отвесил 2,5 г серы, добавил 2,5 г желатозы и 2,5 мл воды, измельчил в ступке до получения пульпы, затем прибавил 10 мл глице­рина и смыл дистиллированной водой во флакон для отпуска.

7. Возьми: Натрия гидрокарбоната 1,5

Висмута нитрата основного 2,0

Воды дистиллированной 150 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отмерил 120 мл дистиллированной воды в подставку, добавил .10 мл концентрированного раствора натрия гидрокарбоната 1:20. В ступке измельчил 2,0 г висмута нитрата основного с 1 мл солевого раствора, смыл во флакон для отпуска и добавил 0,1 г густого экстракта красавки.

8. Возьми: Раствора натрия бромида 1% 100мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил в подставку 0,5 г кофеина бензоата натрия, отмерил 95мл дистиллированной воды, добавил 5 мл концентрированного раство­ри матрпя бромида 1:5, 10 мл настойки пустырника. Затем все процедил во флакон для отпуска.

9. Возьми: Кальция хлорида 5,0

Воды дистиллированной 100 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил 5,0 г кальция хлорида и 2,0 г натрия гидрокарбоната п раствортл их последовательно в 100 мл дистиллированной воды. Готовую лекарственную форму процедил во флакон для отпуска.

10. Возьми: Натрия бензоата 3.0

Воды дистиллированной 200 мл

Нашатырно-анисовых капель 5мл

По 1 десертной ложке 4 раза в день.

Студент отмерил 90 мл дистиллированной воды, добавил 30 мл концентрированного раствора бензоата натрия 1:10 и 80 мл концентрирован­ного раствора натрия гидрокарбоната 1:20, в последнюю очередь добавил 1 мм нашатырно-анисовых капель.

11. Возьми: Натрия бензоата 2,0

Воды дистиллированной 100 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил 3,0 г сульфадимезина, измельчил в ступке с 1,5 мл « солевого» раствора, который приготовил заранее, для чего 30 мл концентрированного раствора натрия бензоата 1:10 смешал в подставке 70 мл дистилированной воды. Затем смыл пульпу оставшимся раствором во флакон для отпуска.

12. Возьми: Кодеина фосфата 2,0

Воды дистиллированном 200 мл

По 1 столовой ложке 3 раза к день.

Студент отмерил 50 мл 20 % раствора натрия бромида, 150 мл дистиллиронанной воды, отвесил 2,0 г кодеина фосфата и в последнюю очередь добавил 10 мл настойки валерианы. Полученную лекарственную формупрофильтровал во флакон для отпуска оранжевого стекла.

13. Возьми: Магния оксида 10,0

Воды дистиллированной 200 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил 10,0 г магния окиси, добавил 1,0 г натрия гидрокар­боната, измельчил в ступке, затем смыл 200 мл дистиллированной воды , во флакон для отпуска.

14. Возьми: Серы осажденной 2,0

Воды дистиллированной 200 мл

Студент отвесил 2,0 г серы, прибавил I мл глицерина, измельчил смесь в ступке, затем смыл пульпу 200 мл дистиллированной воды и в конце добавил 10мл 70% этанола.

Воды дистиллированном 150 мл

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил в подставку по 1,0 г камфоры и натрия бромида, отмерил 150 мл воды, перемешал и все перенес во флакон для отпуска. В последнюю очередь прибавил 5 мл настойки пустырника.

Воды дистиллированной 100мл

Студент отвесил по 5,0 г крахмала и талька, 2,0 г цинка окиси, поме­стил в ступку, прибавил 10мл глицерина, тщательно смешал и затем смыл 100 мл воды во флакон для отпуска.

ЗАНЯТИЕ № 13.

Тема: Эмульсии.

Значимость изучаемой темы.

Эмульсии, как форма отпуска лекарств, предназначены для маски­ровки неприятных органолептическнх или раздражающих свойств неко­торых лекарственных веществ. Тонко диспергированные в среде внутренней или внешней фазы они, кроме того, приобретают большую биологическую доступность. Положительной стороной эмульсии также является возможность совмещения в одной лекарственной форме несмешивающихся жидкостей, что особенно важно для их точного дозирования и обеспечения возможности растворения веществ, относящихся к поляр­ным и неполярным группам.

Фармацевтические эмульсии кроме перорального применения стали широко использоваться для парентерального питания, как кровезамени­тели, в детских лекарствах.

По типу эмульсии часто вводят лекарственные вещества в другие лекарственные формы с высокопластичной средой — мази, линименты, суппозитории, пилюли. Поэтому изучение теории и технологии эмульсий имеет большое значение для практической деятельности провизора-тех­нолога.

Знания и умения, приобретаемые студентами по данной теме, будут использованы при последующем изучении тем аптечной и заводской тех­нологии лекарственных форм; в курсе фармацевтической химии — ана­лиз эмульсий и др.

2. Цель:уметь готовить масляные эмульсии с различными ингредиентами и оценивать их качество.

2.1. Целевые задачи:

— теоретические основы эмульгирования;

— требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества и отпуску эмульсий из аптек.

— подбирать эмульгатор в зависимости от физико-химических свойств входящих ингредиентов;

— рассчитывать количество воды, масла и эмульгатора;

— вводить лекарственные вещества с различными физико-химиче­скими свойствами в состав эмульсии;

— выбирать и обосновывать оптимальную технологию эмульсий;

— готовить эмульсии с последовательным выполнением основных технологических операций: отвешивание, отмеривание, растворение, смешивание, эмульгирование, процеживание;

— использовать средства малой механизации для приготовления эмульсий (миксер, микроизмельчитель тканей);

— оценивать качество эмульсий;

— упаковывать, укупоривать и оформлять лекарственную форму к

3. Вопросы, отражающие содержание занятия

3.1. Характеристика эмульсии как дисперсных систем и лекарствен­ных форм, их классификация.

3.2. Способы приписывания эмульсий.

3.3. Требования к эмульсиям.

3.4. Характеристика эмульгаторов, их классификация и механизм их действия.

3.5. Типы эмульсий и методы их определения.

3.6. Общие правила и способы приготовления эмульсий. Расчеты ко­личества воды, масла, эмульгатора.

3.7. Введение в эмульсии лекарственных веществ с различными фи­зико-химическими свойствами. Особенности введения фенилсалицилата,

3.8. Аппаратура, применяемая для приготовления эмульсий.

3.9. Оценка качества эмульсин в соответствии с требованиями и другими нормативными документами.

3.10. Упаковка, оформление к отпуску и хранение эмульсий.

4. Самостоятельная внеаудиторная работа студента по подготовке

4.1. Задания для подготовки к занятию.

Задание 1. Изучить учебный материал по теме занятия, приведенный в данных методических указаниях и в рекомендуемой ли­тературе.

Учебный материал

Эмульсии — официнальная лекарственная форма, представляющая собой дисперсные системы из двух взаимно нерастворимых или малорастворимых друг в друге жидкости. Это гетерогенные системы с размером частиц 0,1—50 мкм. Если дисперсной фазой является масло, а дисперси­онной средой вода, то эмульсии относятся к прямому типу (М/В); в эмульсиях обратного типа (В/М) — дисперсной фазой является вода, а дисперсионной средой масло.

Как дисперсным системам с развитой поверхностью раздела фаз, об­ладающим избытком свободной поверхностной энергии, эмульсиям свой­ственна термодинамическая неустойчивость. Поэтому получение стойких концентрированных эмульсий без участия ПАВ (эмульгаторов) невозможно. Эмульгаторы, понижая поверхностное натяжение, накапли­ваются на поверхности раздела, образуя адсорбционную пленку. Причем молекулы эмульгатора располагаются на границе раздела фаз не беспо­рядочно: полярной частью к водной фазе, а неполярной — к маслу. Тип образующейся эмульсии определяется свойствами эмульгатора. Если эмульгатор лучше растворяется в воде, чем в масле, то внешней фазой становится вода. В случае лучшей растворимости в масле — внешней фазой становится масло.

В качестве эмульгаторов используют анионные ПАВ (мыла), неионогенные (твин-80), некоторые гидрофильные природные вещества (желатоза, камеди, крахмал, пектин), полусинтетические (МЦ, Nа-КМЦ), синтетические (эмульгатор Т-2) и другие ПАВ и полимеры, разрешенные к медицинскому применению.

В случае необходимости в состав эмульсии вводят консерванты (нипагин, нипазол, сорбиновая кислота и др.), разрешенные к медицинскому применению.

Различают два типа эмульсий: масляные и семенные. В последних, получаемых из природного материала — маслосодержащих семян, — образованию эмульсий способствуют содержащиеся в них самих ПАВ. Это чаще всего соединения белковой природы.

Масляные эмульсии, в соответствии с указаниями ГФ XI, готовят на основе персикового, оливкового, подсолнечного, касторового, вазелинового, эфирных масел, рыбьего жира и бальзамов. Эмульсии независимо от концентрации приготовляют по массе. Приготовление масляных эмульсий складываются из следующих стадий:

— расчет количеств компонентов эмульсий;

— приготовление первичной эмульсии;

— разбавление первичной эмульсии и введение лекарственных ве­нт ги;

— введение галеновых и новогаленовых лекарственных средств;

источник